|
Мифы и легенды
| |
Гора Чёртов палец
|
Катунь у о.Патмос
|
г.Белуха
|
Скала Иконостас Река Бия Турочакский район
|
тропинка в долину Эдельвейсов
|
Встреча Чемала и Катуни
|
р. Катунь
|
на Шавло
|
Водопад в Пильно
|
ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ АЛТАЯ
Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото»
ЛЕГЕНДА О БОБЫРГАНЕ
В очень давние времена у хана Алтая было много детей, но все они были дочерьми, и только один сын был у него — славный богатырь Бобырган. Все было бы хорошо, да часто ссорился брат со своими сестрами. Вот однажды, после очередной ссоры, превратился Бобырган в огненную стрелу и улетел далеко от своих родных. Так и остался он стоять навечно в гордом одиночестве. И только иногда со своей любимой сестрой Синюхой обменивается письмами. Письма эти не что иное, как снеговые и дождевые тучи. И чем больше скучает по своей сестре своенравный брат Бобырган, тем больше писем он ей шлет, тем чаще на Алтае идут дожди.
ЧУДИ
Есть горные люди-призраки. Чуди. Они жили очень давно и пришли из Эмондской степи. Они были хозяевами Алтая. Их исчезновение как-то связано с белым цветом. Одна теория каким-то образом привязывает белую березу. Теория Рериха говорит, что исчезновение этого народа связано с появлением белых людей. Якобы, чуди отказались от повиновения. Тем не менее чуди исчезли и исчезли очень интересным образом — они само закапывались: Чуди рыли большие ямы, делали настил из земли, поддерживаемый деревянными стойками, заходили туда всем племенем и обрушивали «крышу» на себя. На месте этих само-захоронений со временем образуются конические ямы, в которые иногда проваливаются люди. Существует гипотеза, что таким образом Чуди пытались перейти в другой, параллельный мир. И им это удалось. Есть люди (альпинисты, скалолазы), которые утверждают, что видели некие существа, похожие на людей, которые выходили из скал и заходили туда обратно. Хотя, эти видения могли быть результатом горной болезни.
ЛЕГЕНДА О КАТУНЬСКИХ ПОРОГАХ
Два катунских богатыря, отец с сыном задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился им помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Принялись богатыри за строительство моста. Славно и долго они трудились, спорилась в их руках работа, но и для богатырей слишком тяжел этот труд. Осталось им сложить из камней не более сажени, и была бы завершена арка, под которой должна была течь река. Но настал вечер, а в горах темнеет очень быстро. Решили отец с сыном отдохнуть, Ульгень охранял их покой. Крепко уснул отец. Но молодой сын его, несмотря на усталость, никак не мог уснуть. Лежал он, глядя на звезды, прислушивался к ласковому шепоту коварной красавицы Катунь. Не хотелось своенравной красавице покоряться людям, желала она навсегда остаться неприступной и непреодолимой. Нежные речи шептала она славному молодому богатырю, звала и манила его в свои объятия. Долго не поддавался уговорам юноша, но под утро явилась к нему Катунь в обличье прекрасной девушки: изящной и тонкой, стройной и воздушной. Улыбалась ему красавица, манила за собой. Не смог сдержать своего желания молодой богатырь, кинулся он за красавицей. А она легкой тенью скользнула по воде и растаяла утренним туманом. А доверчивого богатыря захлестнул поток воды страшной силы, и он утонул. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью. Стал звать он сына, не откликнулся тот. Понял тогда опытный богатырь, что сын его нарушил условия доброго друга Ульгеня. Огорчился отец-богатырь и расстроился. С негодованием на челе сел он на ближайший камень, долго и грустно смотрел на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и видны до сих пор. До наших дней сохранились каменистые насыпи выше устья реки Чемал — это остатки недостроенного моста через Катунь.
ЛЕГЕНДА О КЕДРЕ
Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. — Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? — удивленно заметил молодой кедр. — Я упал бы еще вчера, — ответил старый кедр, — но подо мной пег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.
ШАРОВАРОВЫ
А еще при раскопках на Алтае были найдены орудия труда, размеры которых позволяют сделать выводы, что рост хозяев этих орудий труда не выше бедра взрослого человека. Эти орудия принадлежат эпохи оледенения. Называется народ шараваровы. Наличие этого народа, пожалуй, единственная теория существования гномов на земле. Тем не менее, скелетов этих людей найдено не было. Но и это еще не все. На Алтае были найдены скелеты очень больших людей, европеоидной расы. Их высота достигала 3-х метров, а цвет кожи был красным. В связи с этим есть гипотеза, что европейцы произошли именно из Алтая.
ЛЕГЕНДА О ЗМЕИНОЙ ГОРЕ
Говорят, что раньше не было ядовитых змей на Алтае, а теперь щитомордник встречается здесь довольно часто. В одном стойбище жили только одни мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел женщин. Но жизнь брала свое и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних селений и хотели на них жениться. Вождь был достаточно смышлен, он не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей, а потому ставил перед ними справедливое условие: юноша может жениться на девушке только в том случае, если сумеет подняться с невестой на руках на вершину высокой горы. Но если жених не мог донести любимую до вершины и опускал ее на землю, то она превращалась в змею. Многие юноши пытались покорить вершину неприступной горы с невестой на руках, но путь был очень труден и никто так и не сумел выполнить условие вождя. Много девушек превратилось в змей на радость злобному хану. Но вот однажды бедный пастух влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. Пришла молодая пара к хану с просьбой разрешить им пожениться. Не против жестокий вождь, если выполнят они его условие. Подхватил пастух свою невесту на руки, стал подниматься на вершину, а хан не спускает с них глаз, внимательно наблюдает, как он пытается достичь своей цели. Труден путь в гору, юноша уже теряет последние силы. Вот-вот коснется земли его невеста и превратится в змею, которых вокруг видимо-невидимо. Но девушка стала помогать своему жениху. Незаметно, чтобы не видел беспощадный вождь, стала она то рукой, то ногой отталкиваться от земли. Так понемногу они и продвигались вперед. И вот счастливые влюбленные стоят на вершине. А злобный хан, охваченный гневом, сам превратился в ядовитую змею — щитомордника.
ЛЕГЕНДА О ЧЁРНОМ АЛЬПИНИСТЕ
Никто точно не знает в каких горах эта история произошла и происходили ли эти события в действительности. Но то, что даже опытные альпинисты исчезают бесследно в горах, это остается трагическим фактом. Быть может, в назидание еще неопытным, только начинающим свои первые маршруты туристам, эта легенда и служит напоминанием простых истин, необходимости в походе дружбы, взаимовыручки, подчинения старшему — более опытному руководителю маршрута (инструктору).
Однажды туристическая группа пошла в горы. И в команде оказался парень очень склочной натуры. Он постоянно ныл и всем был недоволен: и рюкзак-то у него был тяжелее, чем у всех, и обувь ноги жала, и спать на земле было сыро, в общем, н солнце светило не так, как ему бы хотелось, и весь мир почему-то никак не хотел подчиняться его желаниям.
Тут еще и зависть к инструктору — закралась в душу парня. Вон он какой ловкий да умелый: и в походе не устает, и песни возле костра поет, парни его уважают, девчонки им восхищаются. А на нытье и вечное брюзжание молодого туриста никто уже не хотел обращать внимания.
И тогда решил этот парень взойти на вершину один, пока вся группа расположилась на ночлег. С удовольствием представлял он картины всеобщего удивления и восхищения, когда на следующий день группа поднимется на вершину, а там их встретит он — тот, кого незаслуженно обижали и презирали.
Наступила ночь, все уснули, а наш «герой» тайком отправился на вершину. Через некоторое время началась буря. От страшного урагана вся группа проснулась. Тут-то и выяснилось, что одного туриста не хватает. И тогда люди, рискуя своей жизнью, пошли на поиски. Искали незадачливого путешественника всю ночь до самого утра и весь следующий день, но даже следов никаких не нашли.
Тогда инструктор принял решение спускаться. Уже все туристы были усталыми, измотанными, нервы были на пределе, поэтому вечером двое между собой поссорились из-за пустяка.
Когда утром группа проснулась, то все с ужасом увидели, что поссорившиеся приятели были мертвы.
С тех самых пор люди стали видеть в горах тень Черного Альпиниста. И видели они его только перед смертью. Ибо тех, кто бросал друзей, отталкивал их от себя, не подавал руки для помощи настигала тень отверженного Альпиниста и убивала.
Нет в горах ничего крепче и надежнее рук друга. Дружбу никогда нельзя предать. Иначе кара последует незамедлительно.
ЛЕГЕНДА ПРО БАБКУ - АГАПКУ И ЧЁРНОГО ПСА
Пустынна в своем среднем течении река Песчаная, говорят, что это не случайно, и не селятся там люди по веской причине.
Было одно поселение в этих местах, мирно да спокойно жили там люди. Свадьбы играли, детей рожали, работали, на охоту ходили да помирали потихоньку все как положено у людей. Но как-то поселилась в том селе семья, поначалу никто на них особенного внимания и не обратил. Вроде как отец с дочерью, нелюдимые только, ни с кем особенно не общались. Да и то понятно: вдовец и сирота, мало ли какое горе стряслось, может, лишнее сочувствие им неприятно будет. Знали про них одно: вдовца кличут Абрамыч. и что заядлый он охотник, целыми днями пропадает в лесу, а его красавицу дочь зовут не модным для молодой девушки именем Агапа.
Вот за этой девушкой и стали замечать странности. Как придет эта красавица на вечорку, хоть и стоит в сторонке, никого к себе не подзывает, да все равно за ней какой-нибудь парень провожать увяжется. Все бы ничего, да вскоре после проводин заболевали парни: быстро силы их таяли, лицо покрывалось морщинами, как у стариков, и вскоре они умирали. Но и эти странные болезни люди не сразу связали с Агапой. В год она не больше двух-трех раз на вечеринки ходила, все остальное время редко из дома показывалась.
Незаметно годы летят, лет десять, а может, и больше прошло, а Агапа нисколько не меняется. Все так же прекрасно ее лицо, все так же тонка талия, все так же черны как смоль ее длинные косы. Все так же ходит она изредка на молодежные гуляния, уходят с ней провожатые, да через некоторое время помирают. Все больше становится на деревенском кладбище могилок молодых парней, которые умерли как старики. На каждой такой могилке вырастала осинка, и трепетала своими чуткими нервными листочками на ветру.
Поползли по селу разные слухи, стал народ злобным да боязливым. Мужики пытались Абрамыча подпоить да всю правду у него выпытать, но никак это не удавалось. Чем больше Абрамыч пил, тем мрачнее становился. На все расспросы твердил только одно: «Не трожьте Агапку, люблю ее больше жизни».
Так и решили люди, что вовсе не дочь ему Агапа, а жена. И каким-то образом связалась она с силой нечистой, и та помогает ей оставаться вечно молодой и красивой. Только нужно ей время от времени подпитываться молодой энергией. Вот и забирала она эту энергию у парней своих провожатых.
Стали люди из тех мест разъезжаться, а те, кто остались, из дома не выходят, боятся Агапки, Девушка же стала по опустевшим улицам ходить, в окна стучать, парней к себе зазывать. Но никто не хотел идти за собственной погибелью. Видят люди, а Агапка-то день ото дня все старее становится. Черные волосы сединой покрылись, белое лицо избороздили глубокие морщины, тело ссохлось и согнулось. Все быстрее она бегает по улицам, рыщет как пес голодный. Вскоре и вправду обратилась она в огромного черного пса. Теперь не только молодым парням, никому проходу не стало. Последние люди тайно по ночам покинули проклятые места.
Говорят, что оголодавший и обезумевший пес пытался напасть на своего хозяина Абрамыча. Тот от его страшных челюстей бросился по камням через реку, да поскользнулся, сорвался и утонул.
С той поры этот порог зовется Абрамычем. Очень трудно его пройти, нужна большая сноровка и умение. По берегам тем никто не ходит, никто не охотится, хотя дичи там очень много. Видно, черный пес настигает любого пешего охотника или туриста. Появляется он на берегу и провожает долгим внимательным взглядом проходящих по воде водников.
Поговаривают, что на стоянке в районе порога Абрамыч во время ночного дежурства подходит к дежурному старушка и зовет ласково зайти к ней на чаек в землянку, И если турист соглашается пойти попить чайку, то к своему костру он уже не возвращается никогда.
Есть и еще одна примета, связанная с бабкой Агапкой, Если кто-то из водников, услышав рассказ о бабке, начинает надсмехаться над ней, высказывает недоверие к «этим детским сказкам», то обязательно на маршруте случаются с таким незадачливым туристом неприятности.
Видел ли кто-то бабку Агапку в реальности — неизвестно, а вот огромный черный пес существует в действительности, и рассказчик этой легенды вместе с друзьями видели его. Причем, пес всегда находится на противоположной стороне от судна.
И вот однажды, когда пес появился среди камней и опять застыл, как изваяние, внимательно наблюдая за проплывающим мимо экипажем, команда специально переправилась на этот берег в твердом желании найти собаку и развеять миф о ее неуловимости. Молодые парни обшарили все прибрежные скалы, но нигде не нашли ни расщелины, где бы мог укрыться пес, ни пещерки, ни жилья. А вокруг места просто непроходимые. Каково же было удивление людей, когда, уже собравшись отплывать от этого проклятого места, они увидели пса на противоположном берегу, он снова смотрел на туристов и, казалось, с усмешкой провожал их отплытие.
назад на ссылки |